Хаим Сутин. Впервые на сольной выставке в Москве

сутин-рыбы

 

Сутин. О том, что открылась уникальная, впервые в России, выставка французского художника из Российской Империи Хаима Сутина я узнала случайно из интернета. И в тот же день побежала, бросив все дела, потому что у меня особое отношение к этой непростой личности. Впервые узнала о нем в подростковом возрасте, читая книгу об Амадео Модильяни, с которым они познакомились в парижской коммуне художников Улей и стали друзьями. Все, что осталось из тех впечатлений  – неказистый молодой человек, исступленно идущий по улицам с уже почти пустыми тюбиками краски, а в него кидают камнями местные мальчишки. Сутин был нелюдимый, неразговорчивый и странный. Таким и остался даже тогда, когда к нему в 1920-е годы пришла слава. Потом я забыла о нем надолго, потому что картины его негде было посмотреть. Забыла до выставки Москва-Париж, где, бродя по залам, я была буквально как магнитом притянута к картине (по-моему, она называлась Сумасшедшая), на которой была изображена женщина в красном платье, забившаяся в угол. В ней было столько страха, экспрессии, усиливаемой интенсивно красным цветом платья, что отойти было просто невозможно. Посмотрела на табличку, чтобы узнать имя художника, и увидела – Хаим Сутин. С тех пор я искала и вылавливала его картины по одной-две на выставках в Москве (в основном, это были частные галереи и частные коллекции), в поездках по Европе. А здесь такое счастье – около 60 картин сразу.

Возможно, чтобы принять его изломанные и невероятно интенсивные картины, нужна подготовка. Он не совсем прост в восприятии. Странные лица, дети-старички, туши быков, натюрморты с мертвыми птицами, брошенными на извивающиеся как от боли столы, падающие дома и деревья в пейзажах, которые Сутин не писал, а “тиранил, вспахивал” (по выражению польского искусствоведа Вальдемара Лысяка) – все это кричит, оглушает зрителя. Всего через край – красок, эмоций. Особенное место занимает красный цвет. Платья, цветы, помидоры, будто сочащиеся кровью.

И вот что интересно. Сейчас как раз читаю о Боттичелли, рассматриваю фото его картин, таких нежных и невероятно красивых. Прекрасная Симонетта Веспуччи, предмет поклонения Флоренции, ее рыцарь – благородный Джулиано Медичи… Когда шла на выставку Сутина, думала – а как же я смогу смотреть на его картины после такого совершенства? И тут же была ввергнута в водоворот сутинских страстей на холсте. Безоговорочно. Как здорово, наверное, что в мире столько разной красоты, которая и открывается нам по-разному.

Да, выставка открыта до середины января, и это замечательно. Надо идти еще раз, потому уже сейчас жалко расставаться. Кстати, несколько пейзажей оказались, к моей радости, из Музея Искусства Авангарда в Москве. О котором еще ничего не знаю. Значит, надо идти и потом писать.

You may also like


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/p617257/www/ageofjoy.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *