Добрые коровы Нико Пиросмани

пиросмани-корова1

гудиашвилиздвневичгудиашвили1

На всякий случай напоминаю о выставке Грузинский Авангард: 1900-1930-е в Музее Личных Коллекций, которая заканчивается 9 апреля, и которую стоит увидеть. Три этажа погружения в удивительный мир Тифлиса, «маленького Парижа» начала прошлого века. Более 200 произведений живописи и графики Ладо Гудиашвили, Давида Какабадзе, Нико Пиросмани, Кирилла Зданевича и других художников эпохи авангарда, который оказал сильное влияние на разные виды искусства Грузии. А Тифлис того времени стал центром притяжения и эксперимента.  

Возможно, некоторые имена станут открытием для кого-то из нас. Как для меня стал Кирилл Зданевич, который до этого никакого самостоятельного значения не имел, а имя вспоминалось только в связи с Пиросмани. Это его брат Илья открыл художника самоучку в 1912 году, пропагандировал его, возил его картины в Москву. Художником стали интересоваться, но до материального благополучия он так и не дожил, умерев в 1915 году от голода и болезни. И даже могилы, куда сейчас толпы поклонников несли бы цветы, нет. Она неизвестна.  Обратите внимание, что многие его работы выполнены на клеенке.

Вот что писал Константин Паустовский: «Материала не было, и Пиросмани начал писать на том единственном, что находилось всегда под рукой в каждом, даже самом дешевом духане, – на простой клеенке, снятой со столика.  Клеенки были черные и белые. Пиросмани писал, оставляя там,  где это было нужно, незакрашенные куски клеенки.  Потом он применил этот прием и для портретов. Впечатление  от некоторых вещей, сделанных в такой манере, было необыкновенным.”

“Если  бы я не знал Пиросмани, я бы видел Кавказ недопроявленным, как слабый снимок, без красок и теней, без деталей и контуров и без синеющей мглы его полувосточных и полуевропейских пространств” – это тоже строки из главы ‘Простая Клеенка’ в повести Паустовского ‘Бросок на Юг’. Я прочитала ее после выставки и очень советую тем, кто пойдет, сделать наоборот!

Что касается меня, дольше всего я стою у его картин с коровами. На этой выставке она была одна, не считая быка. Но, как и у всех остальных, у нее были добрые и грустные глаза. Таких глаз нет у людей, которых писал художник. Только у животных, особенно у коров. Как будто именно они воплощают в себе жизнь, грусть, мудрость и прощение.

Еще забавная деталь, которую я обнаружила и у Пиросмани и у Гудиашвили. На всех картинах, связанных с кутежом, на столе обязательно присутствует нехитрая редиска, ровно уложенная на тарелку. Всегда одинаково.

Ладо Гудиашвили, который знаком как близкий друг своими юношей с ланью, воинами, вдруг поразил графикой. Такой легкой и удивительно правильной по композиции, где сюжет раскручивается по спирали, ведя глаз от одной детали к другой.

Еще на выставке было знакомство с Давидом Какабадзе, который прожил несколько лет во Франции и не устоял перед  кубизмом, затем перейдя к абстрактной живописи.

А общее впечатление от выставки – радость от встречи с тем, что уже знаешь, и от того, что открываешь новые имена, новые знания. И в мозаике мира белые пустоты сменяются красками. Яркими как природа Грузии.

 

You may also like


Warning: count(): Parameter must be an array or an object that implements Countable in /home/p617257/www/ageofjoy.ru/wp-includes/class-wp-comment-query.php on line 405

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *