Владимир Вейсберг (1924-1985) был художником советских времен, одним из признанных мастеров «неофициального искусства», а также теоретиком искусства. Он был одиночка, не примыкавший ни к официальной живописи, ни к тусовке нонконформистов. «Общего у меня с современниками — только стена», — так он говорил во время подготовки одной из выставок Союза Художников.
Владимир Вейсберг учился живописи у Ильи Машкова и Александра Осмеркина. Увлекался, как многие, сезаннизмом, принимал участие в группе «Девятка», в которую входили художники так называемого «сурового стиля». В его работах цветного периода много от Машкова. Он экспериментировал с идеями художников Бубнового Валета, группы авангардных художников, получившей название от одноименной выставки1910 года, и с яркими красками французских колористов. В 1970 он начал писать обнаженную женскую натуру, где форма растворяется в пространстве. А в 70е-80е годы прошлого столетия Вейсберг начинает отказываться от яркого цвета, постепенно достигая своего уникального цветового совершенства в «белом на белом». Его работы с оттенками «белого» – выдающееся явление в искусстве 20 века. Но «белое на белом» не отрицает наличия цвета: белый Вейсберга состоит из множества едва различимых разноцветных оттенков. Кстати, он белый пигмент совсем не использовал, а его картины построены на сложнейших сочетаниях полутонов. Художник говорил, что добивается «невидимой живописи».
Как и Моранди, Вейсберг был своего рода анахоретом, предпочитая работать в студии с предметами или с родными пейзажами, пренебрегая общественной художественной жизнью. Их живопись была концентрированной, она приглашала казалось бы обычные предметы на главную роль, делая их культовыми.
Выставка будет идти еще долго, до 28 июля. И когда вам вдруг захочется почувствовать в себе тишину, пройдитесь по живописным переулкам улицы Остоженка в сторону Пречистенской набережной, и загляните в культурный фонд In Artibus. Кстати, пенсионеров здесь пускают любоваться произведениями искусства бесплатно. Выставка небольшая, не утомительная, хотя на ней представлены все этапы творчества художника. Здесь будут и яркие краски раннего Вейсберга. Но «белое на белом» наверняка оставит особое впечатление, потому что, глядя на эти картины, вы тоже станете частью их чистоты и спокойствия. Картины предоставлены ГМИИ им. А.С. Пушкина и основателем фонда In Artibus Инной Баженовой.