За парту с правнуками

бабушка-в-школе

Если вам когда-то захочется сказать «я слишком стар(а) для этого», вспомните об кенийке Присцилле Ситиени (Priscilla Sitienei), которая не получила образования в детстве, всю жизнь не умела ни читать, ни писать, а в возрасте 90 лет села за парту со своими правнуками. Зачем? Ей захотелось передать свои знания и опыт следующим поколениям.

Новейшие исследования опровергают высказывание «старую собаку новым трюкам не научишь». Хотя наш мозг и будет встречаться с дополнительными трудностями, он все равно способен продемонстрировать изумительные способности к изучению и освоению многих новых навыков в любом возрасте. А усилия, прилагаемые к изучению нового, будут с лихвой вознаграждены сохранением и улучшением когнитивного здоровья.

Конечно, нельзя не признать, что детям проще удается освоение новых навыков, особенно тех, которые вращаются вокруг тонких настроек восприятия. Да, лингвист в возрасте будет безуспешно добиваться того, чтобы заговорить на иностранном языке без акцента, а музыкант, возможно, никогда не сможет добиться безупречной техники. Но зато лингвист сможет стать признанным романистом, и акцент ему в этом не помешает. А музыкант? Ну что же, даже не все признанные музыканты могут похвастаться безупречной техникой исполнения. Удивительный прогресс может быть достигнут во многих областях, и взрослые люди смогут восполнить некий дефицит возможностей большей способностью к анализу, самоанализу и дисциплиной.

Научная литература сейчас полна примерами потрясающих мнемонических подвигов, совершенных пожилыми людьми, как например некто в возрасте за 70, запомнивший наизусть все 10565 строк «Потерянного рая» Джона Мильтона. Такая нейропластичность описана в новых исследованиях анатомии мозга, показывающих, что мозг у взрослого человека гораздо более продуктивен, чем считалось, и в гораздо большей степени способен создавать связи необходимые для глубокого изучения предмета.

Ктати, особенно важно для сохранения этой пластичности оставаться в хорошей физической форме, потому что упражнения помогают высвободить поток нейротранзмиттеров и гормонов, которые помогают росту новых клеток мозга и образованию связей между нейронами. Однако элементарное отсутствие уверенности в себе может явиться главным барьером для возрастных обучаемых, пенсионеров, которые, возможно, уже боятся общего снижения когнитивных способностей.

Эксперименты, проведенные Дианой Тоурон (Diana Touron) в Университете Северной Каролины, показывают, что люди в возрасте за 60 и старше часто недооценивают силу своей памяти, что приводит к плохим привычкам, мешающим им пользоваться своими умственными способностями  на полную катушку.

«Мы видим, что некоторые взрослые люди в лаборатории никогда не пытаются воспользоваться своей памятью. Они говорят, что знают информацию, но просто предпочитают не полагаться на нее» – говорит Тоурон. (Например, в работе над списком вычислений, где многие суммы повторяются, молодые участники вскоре начинали вспоминать предыдущие ответы, а пожилые предпочитали проделывать все вычисления заново, с нуля). Попросив участников экспериментов вести детальные записи о том, что они делают, исследователь показала, что эта привычка избегать пользоваться памятью может ограничить их когнитивную деятельность в ежедневной жизни.

Тем временем, способности к запоминанию медленно угасают, когда ими не пользуются. Тоурон отмечала, тем не менее, что если давать пожилым обратную связь, подчеркивать точность их памяти, то это вдохновляет их на то, чтобы больше на нее полагаться. «Я считаю эту картину оптимистичной» – говорит она.

Прорвитесь через психологический барьер к новым знаниям, и вы скоро почувствуете на себе огромные плюсы от этих усилий, включая и остроту ума! Как сказала кенийка Присцилла Ситиени: «Для обучения нет возрастных барьеров».

По мотивам статьи Дэвида Робсона для BBC

 

You may also like

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *